Андрей Козырев:
"Столица более заинтересована в людях с активной жизненной позицией, провинция - в том, чтобы что-то (для галочки) делалось, но чтобы при этом было ти-и-хо"
Андрей Козырев - поэт, прозаик, издатель. Также известен как организатор образовательных проектов, литагент и продюсер многих перспективных авторов. Анна Шайдурова расспросила издателя об Омске, планах и особенностях литературного процесса.
– Вы редактор нескольких литературных журналов: «Менестрель», «Четырехлистник», «Точка зрения». Как начиналась ваша издательская деятельность, какой проект был первым?
Моя работа в области издательского дела началась в 2011 году, когда во время очередной волны мирового финансового кризиса в Омске временно перестали выходить главные официальные издания – журнал «Литературный Омск» и альманах «Складчина». Писателям стало негде публиковаться, и сами собой начали возникать идеи создания независимых журналов и альманахов. Тогда появилось несколько изданий, среди которых были, в частности, добившиеся широкой известности альманах «Тарские ворота» и журнал «Иртыш-Омь». Рядом с ними вышел и мой первый редакторский опыт – коллективный сборник стихов и прозы «Точка зрения». Его отличие от других проектов было в том, что я пожертвовал на его издание полученную за год до этого литературную премию имени Ф.М.Достоевского, а не собирал деньги с авторов, желавших напечататься. Сейчас я воспринимаю свои первые эксперименты скептически, но засушливым летом 2011-го они были восприняты литературной общественностью с энтузиазмом, критик Ольга Григорьева написала восторженный отзыв на сайте Союза российских писателей, авторы просили о продолжении. Так я вынужденно стал редактором периодического издания.
За год вышло 5 номеров «Точки зрения», постепенно в нем опубликовались почти все омские писатели, пятый выпуск почти полностью состоял из материалов иногородних авторов. Появившийся спрос заставил сменить формат издания – с 2012 года я начал выпускать литературный альманах «Менестрель», более объемный, с большим количеством рубрик, изначально направленный на расширение сотрудничества с литераторами из других стран и регионов. Примерно треть каждого номера занимают материалы омских авторов, треть – столичных и столько же – зарубежных. Так налаживается диалог между писателями, без которого литературная жизнь любого региона застаивается и превращается в болото.
«Менестрель» широко читается, он доступен читателям всей России благодаря публикациям на порталах «Журнальный мир», «МегаЛит» и «ЛитБук». Его презентации проходили в Москве, в Центральном доме литераторов. Огромную помощь в издании альманаха оказывает Союз писателей Москвы, в котором я состою с 2014 года, без стипендий этой организации многие выпуски не смогли бы увидеть свет. С 2017 года в издании альманаха начали принимать участие представители омского отделения Союза писателей России, член этой организации Анастасия Сергеева является моим соредактором, многие участники литературного объединения Марины Безденежных помогают в работе над номерами, это позволило выпускать в год по два выпуска, а не по одному, как раньше. Также следует отметить, что большое значение для финансового обеспечения нашего проекта имели литературные концерты в ресторане «Bevitore», за которые мы получали гонорары от Михаила Анатольевича Курцаева, и грант «Газпром нефти», присужденный нам в 2021 году. Несмотря на это, поддержка со стороны Москвы до сих пор остается намного более значимой.
– Говоря об альманахе «Менестрель», нельзя не упомянуть об онлайн-школе, работающей при этом издании. Как и когда возникла школа, какими достижениями в настоящее время она может похвастаться?
Причина создания школы банальна – необходимость заработка дополнительных средств для печати новых номеров альманаха. Во время пандемии, когда многие источники финансирования оказались перекрыты, я решился пойти в бизнес и взялся за организацию онлайн-школы. В настоящее время она известна не менее, чем журнал, у нас за три года провели авторские курсы многие известные поэты, прозаики, издатели – Екатерина Садур, Ганна Шевченко, Дана Курская, Надя Делаланд, Дмитрий Тонконогов, Глеб Шульпяков, Людмила Вязмитинова. Андрей Тавров, Александр Переверзин, Вячеслав Куприянов, Алексей Пурин и другие. Многие участники курсов успешно дебютировали в литературе, опубликовались в центральных изданиях страны и добились известности. Так, Дмитрий Песков за сборник стихов «Лошадка из спичечных коробков» в 2021 г. был отмечен премией «My Prize» опубликовался в «Новой Юности», «Неве», «Южном Сиянии», на сайте «Prosodia», в «Менестреле» и множестве других изданий.
У поэтессы Виктории Левиной (г. Решон ЛеЦион, Израиль) в начале 2022 года в Германии вышел сборник переводов «Это так», очень интересная книга, в которой собраны стихи, переведенные с разных языков – от Индии до Западной Европы, эссе и иллюстрации. Книга была отмечена международной премией в Лондоне, получила грант, который и сделал возможным ее издание.
Поэтесса Диана Коробова (Санкт-Петербург) в конце 2021 года выпустила дебютный сборник стихотворений «Альбомы ливневых лет», книга получила Гран-при на конкурсе издательства «Перископ».
Николай Архангельский выпустил сборник переводов американского поэта Э.Э.Каммингса, тираж, поступивший в московские книжные магазины в конце прошлого года, мгновенно разошелся. Алина Лацинник создала ряд замечательных переводов из английской и израильской поэзии.
Дмитрий Песков, Николай Архангельский, Наталья Баланова, Камила Латыпова, Камилла Валиева и другие слушатели наших курсов опубликовались в «Новой Юности». Для многих эта публикация стала дебютной.
И, конечно, множество авторов опубликовалось и публикуется в альманахе «Менестрель».
– В 2023 году стартовал ваш новый проект – интернет-журнал «Четырехлистник». В чем его отличие от «Менестреля», в каком направлении будет развиваться новое сетевое издание?
Журнал «Четырехлистник» возник благодаря курсам «Менестреля» – семинаристы отправляли мне для публикации столько рукописей, что напечатать их в «Менестреле» оказалось физически невозможно. Появилась потребность в электронном издании, способном оперативно представлять их достижения перед читателями, преимущественно в интернете. Так в 2023 году возник сетевой журнал «Четырехлистник», его можно найти на сайте https://clover-magazin.ru.
Концепция «Четырехлистника» основана на символике числа «4». Журнал выходит четыре раза в год, в каждом выпуске четыре рубрики – поэзия, проза, эссеистика и экспериментальные жанры, в каждой рубрике – по четыре материала. Каждый номер делает новый редактор, я координирую проект в целом и делаю зимние выпуски. Журнал выходит достаточно часто, материалов в нем не так много, но каждый материал стоит на своем месте и оказывается прочитан и услышан публикой. «Четырехлистник» – это современная литература в современном формате: оперативно, емко и доходчиво.
Смена редакторов делает журнал более оригинальным и разнообразным, каждый новый редактор стремится поднять уровень журнала и сделать более качественный выпуск, чем предыдущий. «Звездность» авторского состава растет стремительно – так, в четвертом номере были опубликованы произведения Владимира Гандельсмана, Дмитрия Веденяпина, Валерии Пустовой, Александра Мелихова, Михаила Эпштейна и других культовых авторов. То, что в Омске публикуются литераторы такого калибра, делает честь нашему городу, не избалованному вниманием грандов современной русской литературы.
Разумеется, мы планируем приглашать новых редакторов, расширять сотрудничество с авторами, хотелось бы также выпустить печатные варианты всех наших номеров, пусть и небольшим тиражом, и провести презентации в Омске и в Москве.
– Что вы как человек, постоянно взаимодействующий с литературными кругами разных городов, можете сказать об Омске?
Омск – это, по словам Леонида Мартынова, город над рекой Тишиной, город, погребенный под сотнями футов горько-соленой глубины. В такой тишине хорошо мечтается, пишется, творится, но вот слышимость – плохая. Многие замечательные поэты и вообще яркие личности оказываются не востребованы здесь, в свое время была даже поговорка: «Если ты умный, поезжай в Москву». Столица более заинтересована в людях с активной жизненной позицией, провинция – в том, чтобы что-то (для галочки) делалось, но чтобы при этом было ти-и-хо.
Классическая ситуация: на многих смельчаков, говоривших людям о людях правду, обращают внимание тогда, когда они уже не опасны, – после смерти. Показательна посмертная судьба Аркадия Кутилова – сейчас его открыто называют гением (хотя это и не так), но те же люди, которые рассыпаются перед ним в посмертных комплиментах, прямо признаются, что при жизни они бы не стали ему помогать, что он сам виноват в своей гибели, сам выбрал судьбу бродяги и т.д. Между тем бродяжничество – это сложный психологический комплекс, возникающий на почве многочисленных травм: человек первым разрывает отношения с людьми и уходит на улицу, потому что не хочет, чтобы его снова предали. Такое бывает у людей, слишком часто сталкивавшихся с предательством со стороны близких. Кутилов не сразу стал бродягой, он хотел признания, и прежде чем он разочаровался в обществе, должно было произойти много событий… Психической болезнью можно объяснить все, что угодно, именно поэтому этот аргумент и не должен использоваться в цивилизованном споре. Важнее, из-за чего возникла эта болезнь, кто стимулировал ее развитие. Фактов нет! Есть легенда о человеке, который «сам» спился и 17 лет бродяжничал – при живой жене и сыне, которые не удосужились востребовать тело для похорон, когда им сообщили о смерти поэта. Алкоголизм, безусловно, был, но не всякий алкоголик, имея семью, становится бомжом. А за талантливого поэта должно отвечать общество, он приносит славу всему городу, за это иные пьяные выходки можно и потерпеть. Или потом не зарабатывать на его имени, не жать, где не сеяли. Это вопрос элементарной нравственной чистоплотности.
Н.А.Арзамасцева, нашедшая место захоронения Кутилова и поставившая на ней прекрасный памятник, давно уже фактически вычеркнута из официальной хроники культурной жизни. Памятник постоянно показывают по региональному телевидению, а кто его поставил, не говорят, словно нет такого человека, проведшего (и в наши дни продолжающего!) огромную организаторскую работу.
До сих пор в Омске нет мемориальной доски на доме, где жил и где 29 февраля 1996 года был убит замечательный поэт, философ и общественный деятель Олег Чертов. Жена Олега, Татьяна Юрьевна Чертова, до сих пор добивается установления мемориальной доски, проводит вечера, посвященные памяти поэта, бьется над продвижением его наследия. Стихи Олега Чертова высоко ценят в литературных кругах обеих столиц, его подборка недавно была опубликована в московской антологии «Уйти. Остататься. Жить», посвященной поэтам, ушедшим из жизни в 1990-е. Литературная Москва, игнорирующая творчество Аркадия Кутилова, признала высочайший уровень поэтических прозрений Олега Чертова. Но в Омске на официальном уровне культурное и духовное значение жизни и творчества Олега не признано до сих пор, тогда как имя Кутилова стало почти официозом.
До обидного мало по сравнению с Кутиловым делается для увековечения памяти Николая Разумова. Кандидат филологических наук, почетный профессор ОмГПУ В.М.Физиков, в тяжелые пандемийные годы, когда почти ничего в регионе не издавалось, за свой счет выпустивший замечательную серию книг «Поэзия Омского Лукоморья» (13 книг тиражом по 500 экземпляров, поступившие во все библиотеки региона), не отмечен за свой титанический труд ни одной официальной наградой, о нем почти не пишут в СМИ, его имени не было в рейтингах «Людей года», хотя он вполне заслуживает права называться ведущим литературным деятелем города.
Несмотря на это, у нас остается много замечательных поэтов и писателей, востребованных в литературном процессе всей России, но не опознанных сообществом региона. Тишина, царящая вокруг них, создает хорошие условия для творчества, дает свободу и покой, необходимые для вдохновения. В конечном счете от этой тишины проигрывают только читатели, те, чьи души могли бы откликнуться на новые книги, но не имеют такой возможности.
– Каковы ваши творческие планы в дальнейшем? Что и в каком объеме планируете издавать?
Возможно, мы создадим еще одно издание – журнал поэзии и жесткой критики «Чертополох». Работаем над коммерческим журналом «Аллея литераторов», рукописным журналом «Голодный художник». Когда точно реализуются эти проекты, неизвестно, это зависит не только от меня, но и от литературных партнеров, но работа ведется. Большое значение имеет также проект издания антологии лучших произведений участников курсов онлайн-школы «Менестреля». За последние несколько лет многие наши авторы опубликовались в центральных изданиях, и, если собрать их напечатанные тексты вместе, может получиться впечатляющая антология, демонстрирующая творческий рост авторов – от года к году, от публикации к публикации. Ее также можно было бы презентовать в Омске и в Москве, провести онлайн-презентацию с участниками со всего мира.
Если объединить все наши проекты, можно организовать целый литературный фестиваль, с презентациями нескольких периодических изданий, вручением премий, круглыми столами и творческими вечерами известных авторов. Такие проекты, конечно, требуют инвестиций, но главный ресурс, необходимый для развития культуры, – это не финансовые вложения, а энтузиазм, увлеченность своим делом и упорство в достижении целей. И если этот ресурс имеется, все остальное становится делом времени.
Интервью опубликовано в омской газете "Коммерческие вести", № 10, 20 марта 2024 г.
|