Cайт Андрея Козырева

Понедельник, 20.11.2017, 18:25

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи об Андрее Козыреве | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Николай Хилько. Воробьиная правда

РЕЦЕНЗИЯ
на сборник стихов Андрея Козырева «Осень в Византии»


        Прочитав новую, неординарную книгу стихов  Андрея Козырева, я сразу понял: перед нами – поэт-новатор сродни В.В. Маяковскому, А. Родченко. Его новаторство  широко и многогранно. В чем оно?  Во-первых, это лексика, исходящая из пластики  русского языка.  Удивительно органично развиваются неологизмы   в одном только стихотворении «Воробьиная ода»: воробьинка, воробейский, воробьится, доходя до невероятного деепричастия: «воробьясь вдохновенно». И не случайно в образе этой чудо-птицы перед читателем предстает образ поэта-бунтаря, стоящего за «воробьиную правду». Во-вторых, нетрадиционной оказывается структура книги, стоящей из шести циклов. 
     Тема поэта и поэзии пронизана особым видением поэзии как волны мироздания, возносящей поэта, скромного очевидца событий, подпитанного произведениями Г. Державина, Павла Васильева, Ван Гога и других художников кисти и слова, к небесам и к самому себе. 
     Любовная подборка «Я люблю этот сад» – неприкаянная, страстная ода любви, где-то драматичная, включающая в себя весь жизненный путь человека.  
     Тема города не может не волновать омских поэтов. У Андрея стихи на эту тему – космогонические,  фантастические, устремленные в будущее. В цикле «Расскажи про город О» у него есть все: любовь к окраинам, мотивы Роберта Рождественского и олицетворяющие образы любви «к родному пепелищу», к которому навсегда прикипело сердце. 
     Далее – историческая лирика, «Осень в Византии»… Казалось бы, взор поэта устремлен в Мангазею, Гиперборею... Однако вдруг здесь появляется легко узнаваемый «Пушкинский тракт», с образом которого связываются голоса ушедших омских поэтов и художников. И всемирный поток, как у В.Высоцкого, смывающий все и вся. Здесь во главу угла ставится образ Странника  с огнем, словно у Горьковского Данко, несущего свое сердце людям через тернии и страдания и хранящего народную память.  И не случайно здесь оказываются: Чехов с его грустно-щемящей улыбкой и Рерих. Олицетворяющие лики в «Восточном лице небес» показывают правду Вселенной в борьбе за всех нас, грешных и неприкаянных.
   Цикл «Очарованный странник» заставляет читателя мыслить поверх строчек, в которых образ Страстотерпца и божьего Странника-поэта формируется благодаря псалмам и подписям к картинам Рембрандта, и, наконец, выражается в образе Странника. Волне закономерным здесь оказывается появление «Правил поведения в космосе» со своим смехошумом  и небосмехом.  Ярким и показательным выглядит «Вечернее размышление о Божием величестве», растворенное в образе Царя, Художника, Бога, отрезанного ломтя, остро чувствующего, «как пахнет тишина». Знаменательно, что, порой заходя в запредельное, поэт утверждает невероятное в своем споре с небом, указывающим на путь странствий. 
     Наконец, финалом всех поисков  и странствий является цикл поэтических сонат, фуг и ораторий «Горький мед».  Здесь апофеоз звучащих в душе поэта неземных видений «третьего глаза» достигает вершины. Как бы запирая себя в монастырь, отрекаясь от всего земного, но веря в чудо, поэт видит невидимое, слышит неслышимое. То он парит над куполом цирка, «в глубь жизни обратив свой взор», то поет гимн брату Солнцу, обращаясь в  XY  век до нашей эры, «воздевши веки к небесам», то открывается в пророчествах горького хмельного меда, источающего «яд мудрости», торжественно возвеличивающего культ Человека-Бога, которого минует все: «и слава и напасти».  
      Амбивалентность чувств и видения мира автора отражается в невероятных метаморфозах бытия, вписанных «в круг небес вниз головой». По-бунтарски громкий, взывающий к неуспокоенности совести и правды, стих Андрея Козырева – очень своевременный и нужный молодому поколению, чтобы «не отрекаясь, любя», найти свое место в жизни, «не бегая за модой, быть собой: ведь солнце, не меняясь, вечно в моде».

Хилько Н.Ф.,
Профессор Омского
государственного университета
им. Ф.М. Достоевского,
ст. научный сотрудник Института наследия
им. Д.С. Лихачева

Категория: Мои статьи | Добавил: Недопушкин (04.02.2017)
Просмотров: 120 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [33]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0