Cайт Андрея Козырева

Понедельник, 20.11.2017, 18:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи об Андрее Козыреве | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Игорь Сенин. Живое золото таланта.

За творчеством Андрея Козырева я слежу давно, пристально и, признаюсь, с большим интересом. Прежде всего Андрей для меня –талантливый, неординарный поэт, каковых в наше корыстное время единицы. Но, как говорится, настоящий талант талантлив во всём. Андрей не только поэт, но и прозаик, и художник. Впрочем, сегодняшний разговор не о поэзии и не о живописи, а именно о прозе Козырева. Поэты в своём творчестве нередко успешно обращаются к прозе, достаточно вспомнить хотя бы классиков — Пушкина, Лермонтова, Бунина, Брюсова, Цветаеву, Набокова… Андрей Козырев здесь не исключение. Мне приходилось писать отзывы на его прозаические произведения, будь то философские трактаты, исторические повествования о своих предках или же романы с элементами мистики, посвященные своим коллегам писателям (вымышленным). И вот — новый роман «Живое золото», напечатанный в 2017 году в литературно-художественном альманахе «Менестрель», изданном омским издательством «Литера».
Роман Андрея Козырева продолжает традиции Набокова, Булгакова и других авторов, использовавших приём погружения в «нереальную действительность», дабы ткнуть нас носом в нашу неприглядную, уродливую, но привычную «реальность» Однако это впечатления, так сказать, в целом. Избегая пересказа, всё же позволю себе слегка коснуться содержания. Здесь особенно напрашивается сравнение с набоковским «Приглашением на казнь». Минуя подробности, вспомним сюжет этого произведения.
Цинциннату Ц объявлен смертный приговор. Вина Цинцинната — в «непрозрачности» для остальных, «прозрачных друг для дружки душ». Его арестовывают и заключают в крепость, но о том, когда свершится казнь, не говорят. Пребывая в заключении, он старается понять и объяснить собственную индивидуальность: «Я не простой… я тот, который жив среди вас… Не только мои глаза другие, и слух, и вкус, — не только обоняние, как у оленя, а осязание, как у нетопыря, — но главное: дар сочетать все это в одной точке…» В этом мире, где «вещество устало: сладко дремало время», в мнимом мире, недоумевая, блуждает лишь незначительная доля Цинцинната, а главная его часть находится совсем в другом месте.
В крепости появляется ещё один заключённый, Пьер, который пытается развлечь Цинцинната фотографиями, карточными фокусами, анекдотами.
Измученный ожиданием казни, Цинциннат засыпает. Будят его какие-то стуки и скрипы, это подкоп. Из проделанного отверстия появляются Пьер и директор тюрьмы. Пьер приглашает Цинцинната в гости, и тот ползёт по проходу в камеру Пьера. Пьер отпирает стоящий в углу, большой футляр, в котором оказывается топор. Цинциннат убегает по вырытому проходу обратно, обнаруживает трещину в скале и выбирается на волю, где видит какую-то дверь в стене, войдя в которую, попадает в директорскую квартиру, а там в столовой пьют чай семейство директора и Пьер. Утром Цинцинната везут на казнь, но что-то случилось с освещением, с солнцем, часть неба трясётся, падают тополя на площади. Люди становятся неестественно маленькими, рядом с ними Цинциннат — великан. Он идёт по замусоренной площади, а позади него рушится эшафот. Все расползается, рвётся, и Цинциннат направляет шаги в ту сторону, откуда слышит голоса ему подобных людей.
В общем, перед нами, по сути, адский мир, в котором нет места для реализации индивидуальности. Всё и все на виду, эдакая утрированная пародия на советское общество.
У Козырева почти так же, но не совсем. В нарисованном им мире Россия двадцать первого века продолжает оставаться монархической. Правда, правит ею новая династия Распутиных, заменившая когда-то Романовых. Но и она пресеклась. А потому срочно необходим новый наследник Престола.
На эту роль из всего народа компьютер выдвигает не политика, не крупного чиновника, не олигарха, а мелкого архивного служащего, известного в узких кругах, как довольно успешный и талантливый поэт. В свободное от работы время герой живёт литературной жизнью, знакомой по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: участвует в собраниях литераторов, плавно переходящих в обильные, с многочисленными и разнообразными блюдами и напитками, застолья (всё производится из универсального источника питания — зелёного мха, выращиваемого на специальных плантациях), нередко заканчивающиеся банальным пьяным мордобоем.
Так бы всё и шло своим чередом, если бы не оказалось, что герою предстоит выдержать испытание, в ходе которого и выяснится, годится ли он на роль Царя или нет. Если же результат окажется отрицательным, что ж, будьте любезны пройти на собственную казнь. Как говорится, «пан», или «пропал». Будучи, с одной стороны, по природе человеком азартным, игроком, а с другой — чувствуя в себе способность принести Родине пользу на столь высоком посту, герой соглашается на испытание. Тут-то всё и начинается.
Наш герой попадает в «хрустальный дворец», являющийся резиденцией монарха и правительства, где ему многое предстоит узнать о сути и особенностях власти, формах ее осуществления в современной России. В этом ему помогают достаточно гротескные персонажи: робот-попугай, в которого пересадили мозги первого министра, тигр-мизантроп, тоже робот. Оказывается в основе достигнутого благосостояния страны лежит некое поистине волшебное вещество, именуемое живым золотом. Это золото — потому и живое, что добывается не на приисках, а из организмов людей, но не любых, а самых лучших, честных, умных, морально-устойчивых и политически грамотных.
Но героя не только учат, но и параллельно испытывают. Так, во время сна, а может быть, и не сна, он обнаруживает себя в плоском мире, где его, не плоского, за нарушение общественного спокойствия переводят в состояние точки. Герой в ужасе просыпается, но уже не в своих «покоях», а в тюремной камере, где понимает, что испытание, скорее всего, не выдержал и его ждёт казнь. К нему в камеру, совсем как у Набокова, действительно приходит милейший человек, рассказывающий свои истории, и какое-то время живущий с ним рядом бок обок. В отличие от романа Набокова, этот человек не скрывает, что он — палач. При этом палач и жертва не испытывают ненависти друг к другу, напротив, ведут философские беседы, и наш герой даже показывает палачу содержание своего романа об Иисусе Христе и Иуде, голографически спроецированное, с помощью небольшого, типа флешки, приборчика на стену камеры. Краткое содержание описывается Андреем Козыревым, наводя читателя на параллели с «Мастером и Маргаритой».
В итоге палач уходит, не исполнив приговора, но приговор остаётся в силе.
Вскоре героя действительно уводят на казнь, которая оборачивается коронацией.
Тем временем на страну нападают заокеанские враги — войско шипастых магов, стреляющих кровью из глаз. Этим войском управляет фиолетовый младенец, левитирующий в шатре полководца вниз головой. Наше войско несёт большие потери. Новый избранный император вступает в схватку, но победить врага оказывается возможным только с помощью живого золота, на поверку оказавшимся густым, дурно пахнущим веществом коричневого цвета.
Как враг был побеждён и что случилось с главным героем после того как ему открылась истина о том, что и он, и все окружающие его люди, находятся в аду, сознательно умолчу, дабы не лишать читателя удовольствия самому вникать во все перипетии сюжета и философские размышления Андрея Козырева (главного героя, кстати, тоже зовут Андреем, думаю, неспроста) о жизни и смерти, о добре и зле, о великом и смешном, и, разумеется, о том, что же будет с Родиной и с нами.
Приятного и полезного вам чтения.

Категория: Мои статьи | Добавил: Недопушкин (05.09.2017)
Просмотров: 69 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [33]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0