Cайт Андрея Козырева

Вторник, 19.06.2018, 07:30

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Соединяй и властвуй
[ Скачать с сервера (19.9 Kb) ] 28.12.2013, 15:16
Соединяй и властвуй, 
или Триалектика как развитие и усовершенствование диалектического миросозерцания
 
Пролегомены к новой науке логики
 

С древних времен мышление людей основано на расщеплении всего существующего на составные элементы, а жизнь человеческая – на попытках преодоления трещин, разделяющих человека с миром, людьми и самим собой. Раскол всего со всем – вечное содержание человеческой жизни и одновременно вечное бремя, которое мы стремимся преодолеть.

Развитие мироздания, с точки зрения диалектики, осуществляется через разделение. Единство возможно только в борьбе, и только борющиеся стороны едины. Из этих тезисов вытекают положения о необходимости противостояния людей, их конфликтов, взаимного насилия, а также о некотором единстве и даже моральном равенстве производителя насилия и его жертвы. Зло есть добро, добро есть зло. Бог и дьявол есть борющиеся противоположности, следовательно, они едины. Так из гегелевской «Науки логики» естественно вытекают основные положения манифестов социал-дарвинизма, нигилизма, фашизма и даже сатанизма.

Думается, учение о двойственной природе всего сущего имеет своим корнем филиокве, основной источник разногласий между католичеством и православием. Тысячелетний конфликт Востока и Запада из за двух слов в символе веры не был следствием мелких ребяческих словопрений, ибо отношения между лицами Святой Троицы были для средневекового человека своего рода прообразом отношений между всеми составляющими творения. Под оболочкой различия в богословских формулировках таился конфликт двух философских систем, определяющих основы миросозерцания двух цивилизаций, - систем диалектического и триалектического мышления.

Филиокве фактически свело три лика Святой Троицы к двум – Отцу и Сыну, отводя Святому Духу промежуточное положение. После этого мышление западноевропейского человека стало орудовать антиномиями: за разделением божества на Отца и Сына неизбежно последовало (правда, через столетия) разделение общества на отцов и детей, а Дух – то, что отцов и детей объединяет – перестал играть роль в общественной жизни. Человек также стал восприниматься как начало двуединое, состоящее из враждующих души и плоти (дух – примиряющее начало - выпал из сферы внимания). Логика западного человека – диалектична. Дух – третье лицо и третейский судья в борьбе любых противоположностей – в ней отсутствует.

Логика русского человека – триалектична, причем троичность еще со времен строительства Троице-Сергиевой лавры и написания икон Андрея Рублева стала для нас символом единства и согласия в мире («да будут люди едины, как Бог триедин»). Кстати, тема Троицы не получила практически никакого развития в западном средневековом искусстве, где главными действующими лицами были, в сущности, не три лица Троицы, а два лица мира – Бог и дьявол, подчиняющиеся закону борьбы (а следовательно, и единства) противоположностей. При этом в русском искусстве средних веков тема дьявола практически отсутствовала, его изображений на иконах почти не найти (тогда как в Европе демонология в искусстве процветала). Западное мышление – «эвклидовское», оно антиномично, в отличие от мышления «неэвклидовского», триалектичного.

В чем разница между двуединством и триединством? Двуединство подразумевает раздор, триединство – соборность, мирное взаимодействие. Две стороны, находящиеся в процессе взаимодействия, могут конфликтовать, а три – нет. В обществе из двух человек возможна драка; в обществе из троих она менее вероятна, т.к. трех противоположных точек зрения быть не может, –противоположностей всегда две, – и, если два человека являются сторонниками радикально отличных друг от друга точек зрения, третье лицо всегда занимает промежуточную – и потому примиряющую – позицию. В случае же драки трех человек каждый борется против двоих одновременно; естественно, что такие конфликты недопустимы для сколько бы то ни было разумных существ.

Каков же этот третий элемент, который осуществляет и регулирует развитие системы, не позволяя ей уничтожать себя, но стимулируя мирное развитие через ненасильственное взаимовлияние сторон? Это - энергия взаимодействия, на наивном (с нашей точки зрения) языке древних названная Духом. Любая система – триедина, она состоит из активного и пассивного элемента, управляемых энергией взаимодействия.

Таков первый закон триалектики, переведенный с языка богословия на язык философии.

Второй закон, не менее важный, - это закон взаимосвязи всего со всем. Ф.М.Достоевский выразил его в знаменитой фразе: «все как океан, все течет и соприкасается, в одном конце мира тронешь – в другом отзовется». В церковном православии эта же идея отражается в положении о единстве Троицы: «Кто видел Сына, тот видел и Отца; кто причинил боль человеку, тот причинил ее и Богу; кто хулит Бога, тот оскорбляет себя». Все элементы каждой системы, начиная со Вселенной и кончая атомом, взаимосвязаны, находятся в состоянии взаимовлияния, взаимоперехода, но при этом сохраняют свою сущность. Любая полноценная система обладает одновременно сложностью и цельностью. Поэтому в классической русской литературе личность теряется не в обществе, она теряется, если оказывается вне общества – прежде всего духовно (проблема «лишнего» человека). Не признавать своей связи со всем значит быть ничем. Человек одновременно есть царь и раб, червь и Бог, но это не значит, что царское, рабское, тленное и божественное начала в нем равны и неотличимы: взаимосвязь всего со всем есть не всеобщее тождество, а всеобщая взаимопомощь.

И, наконец, третий закон триалектики – это закон взаимообусловленности причины и следствия. Его можно понять, проанализировав следующий парадокс: любое событие является случайным до своего осуществления; после того, как оно воплощается в жизнь и становится частью системы мироздания, оно становится закономерным. Найти причину имеющемуся следствию легче, чем предсказать следствие имеющейся причины; основное занятие мысли – это поиск причин всего сущего, а не его следствий (точно предопределить следствие даже элементарных событий почти невозможно для нашего ума). Наличие следствия есть причина поиска причины.

С другой стороны, если прошлое есть царство причин, настоящее есть царство следствий, а будущее есть царство возможностей, то течение времени есть в такой же степени движение мира из настоящего в прошлое, как и движение человека от прошлого к будущему. Время по природе движется в противоположном человеку направлении – назад по отношению к траектории его судьбы. В будущее мы входим, обернувшись лицом к прошлому. Прошлое известно нам и потому находится перед нашим мысленным взором, а будущее – неизвестно и находится у нас за спиной. Прошлое существует в нашем сознании, настоящее – в объективном бытии. Следствие, являющееся частью бытия, определяет поиск причин, являющийся элементом жизни нашего сознания. В свою очередь, сознание влияет на порождающее его бытие: так сын, даже не сформировавшись еще как личность, меняет личность отца, его воспитывающего: созидая нечто внешнее, творец созидает себя. Стихи обладают авторским правом на написавшего их поэта. Я в такой же мере являюсь созданием своих слов и мыслей, как и они – моими произведениями. Следствие так же обусловливает причину, как причина – следствие.

Таким образом, все элементы цепи развития оказываются кольцеобразно связанными в триединстве: причина (объективная) – следствие – причина (умопостигаемая). Это и есть та искомая цикличность бытия, которая интуитивно чувствовалась мыслителями всех эпох и находила выражение в различных идеях – от учения о круговороте перевоплощений до принципа вечного возвращения.

Эти три закона так же естественно вытекают из человеческого мышления, как и законы борьбы и единства противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания. Но, если диалектика есть проявление антиномичного черно-белого мышления, то триалектика порождена разумом, признающим если не все многообразие красок мира, то, по крайней мере, бесконечное количество полутонов между белым и черным. Она вмещает в себя диалектику, не отрицая ее, но дополняя и уточняя – превращая развитие из процесса вечной борьбы (и, следовательно, страдания) в процесс вечного совершенствования трех начал, где каждое поддерживает и подталкивает каждое к выходу на новый уровень бытия; где каждый новый шаг вперед не подчиняется авторитарному контролю прежнего опыта, а по-новому освещает этот опыт и придает ему неизвестный ранее смысл; где сущность (идея вещи, душа человека) формируется одновременно с существованием, но не исчезает вместе с ним; где противоположности в человеке и мире постоянно совмещаются, но никогда не совпадают, выявляя и подчеркивая уникальную сущность друг друга именно благодаря своему соседству, взаимодействию и взаимовлиянию. И стоит надеяться, что именно триалектическая логика рано или поздно позволит человеку выйти на те рубежи познания, где он сможет наконец исполнить свое предназначение, – стать связующим элементом, духовной энергией взаимодействия, можно сказать, третьим лицом Великой космической триады: Небо -Человек- Земля.

Категория: Мои файлы | Добавил: Недопушкин
Просмотров: 212 | Загрузок: 79 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [34]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0