Cайт Андрея Козырева

Понедельник, 20.11.2017, 18:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Психосинтез как новая концепция психологии творчества
[ Скачать с сервера (262.6Kb) ] 07.02.2013, 15:49

"Можно полагать, если в ХХ в. больше всего превозносился "человек разумный", то ХХI в. будет жить под знаком "человека творческого"".

Ф. Беррон

 

 

Вступление

 

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Как объект исследований, творчество представляет интерес для таких наук как - философия, психология, социология и др.

Естественное желание и потребность человека внести свой вклад во благо общества, а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и наследии оставленном потомкам.

Актуальность темы исследования:

Актуальность данной темы, во-первых, обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Можно сделать вывод о существовании особого типа личности – "Человека творческого".

Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности. Сами механизмы творчества, выражения творческих способностей не получили должного исследования.

Во-вторых, овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую. Таким образом, наше исследование, возможно, внесет что-то новое в изучаемую проблему.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Разработанность проблемы:

В настоящее время изучением творческой личности, механизмов творчества и стремления к созиданию как основного образующего психику человека начала занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О. А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как "человеческие" препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.

Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в изучении механизмов творческой деятельности человека как основы для формирования «человека творческого».

Цель определила задачи работы:

– на основании анализа научной литературы определить, что такое предрасположенность к творчеству;

    рассмотреть психологические механизмы творчества;

– изучить теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии;

   дать характеристику особенностей личности «человека творческого»;

   сформировать свой подход к психологии творчества – психосинтез.

Гипотеза исследования: стремление к созиданию является основным образующим психику человека механизмом.

Объект исследования: творческая личность.

Предмет исследования: действующие в творческой деятельности психологические механизмы творчества.

Методы исследования: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Категория: Мои файлы | Добавил: Недопушкин
Просмотров: 402 | Загрузок: 144 | Рейтинг: 4.9/8
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [34]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0